Формирование нравственно-культурных ценностей через реализацию программы по внеурочной деятельности «Этическая грамматика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир») так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этическая грамматика ».
Цели и задачи преподавания
Преподавание курса «Этическая грамматика» направлено на достижение следующих целей:
- осуществление системы духовности и нравственности в учебно-воспитательном процессе школы;
- освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Изучение курса «Этическая грамматика» предполагает достижение следующих задач:
Образовательные:
- расширение и углубление понятия о нравственности;
- раскрытие понятий о чувствах и эмоциях людей;
- самостоятельная работа над собой по выработке духовно-нравственных ценностей;
- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.
Воспитательные:
- воспитание способности развивать в себе умения доброго волшебника;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание уважения и любви к окружающим людям;
- воспитывать умение учитывать разные мнения и стремиться к коллективному и групповому сотрудничеству;
- воспитывать умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию;
- воспитание в себе чувства долга и ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- развитие интереса к изучению духовно-нравственных ценностей;
- совершенствование у младших школьников познавательных навыков;
- развитие умение анализировать свои ошибки;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Мною составлена рабочая программа факультатива «Этическая грамматика» на основе программы «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной и рассчитана на обучающихся 1-4 классов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Место предмета в учебном плане
Программа «Этическая грамматика» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности. На изучение программы отводится по 1 часу в неделю: 1 класс - 33 часа , 2,3,4 классы - 34 часа.
Программа реализовывалась один год (2класс). Занятия учитель проводит во внеурочное время. На занятиях присутствует весь класс. К ее реализации вовлекались и родители. На уроках этической грамматики важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций (дети учатся их решать.) Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации).
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идѐт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.